«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»
Важной задачей при обучении и воспитании учащихся является выявление детской одарённости, раннее раскрытие интересов и склонностей к научно- поисковой деятельности, к артистизму, к литературным способностям,
художественным, спортивным и другим.
Статистика показывает, что все маленькие дети с рождения наделены задатками и способностями, но не всегда эти способности замечают и развивают. Процент одарённости с возрастом резко снижается. Так, в 6-7 лет он составляет 70-80%, а в 10 лет лишь 30-40%.
На этапе поступления в школу важно выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей.
Учителя начальных классов проводят на родительских собраниях тесты-прогнозы «Способности Вашего ребёнка.
Как их распознать».
Каковы формы работы с одарёнными в нашей начальной школе?
1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока (Урок- конкурс, урок-КВН, урок -сказка, урок -диспут и другие.)
2. Дополнительные занятия с детьми, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям, интеллектуальным играм.
3. Участие в олимпиадах различного уровня.
4. Посещение творческих и предметных кружков по интересам.
5. Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
6. Использование ИКТ(обучение детей пользоваться электронными энциклопедиями, посещение детских сайтов, участие в конкурсах, обучение выполнению индивидуальных презентаций. )
7. Создание детских портфолио.
На уроках для одарённых детей предусмотрены задания повышенной трудности, индивидуальные домашние задания.
Все программы начальной школы предусматривают многоуровневые задания, в том числе при проверке
знаний. «Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи». В русском языке используется тетрадь-задачник «Учимся решать орфографические задачи». Современная система обучения требует творческого подхода
к подбору заданий для учащихся (пример заданий из конкурса-игры «Русский медвежонок»).
Учителя начальной школы используют материалы , посвящённых работе с одарёнными детьми. Создают методические копилки ( тесты, индивидуальные карточки для дифференцированной работы на уроке, задания
повышенной трудности, олимпиадные задания по предметам «Школьные олимпиады для начальных классов».
Привлекаются работники библиотеки для работы с успешными и одарёнными. Библиотекари осуществляют подбор
энциклопедий, словарей, статей, стихотворений, художественной литературы,
готовят выставки книг писателей- юбиляров.
Научная работа с детьми организуется по предметам (по секциям): математика, русский язык, окружающий мир .
Каковы критерии эффективности нашей работы?
1. Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Наши учащиеся ежегодно становятся призёрами Республиканских конкурсов «Ак бота», «Кенгуру», конкурса научных проектов «Зерде».
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Способность к рефлексии.
5. Наличие у одарённых адекватной положительной самооценки и уверенности в своих силах.