«Ақмола облысы білім басқармасының Сандықтау ауданы бойынша білім бөлімі Сандықтау ауылының жалпы орта білім беретін мектебі»
«Общеобразовательная школа села Сандыктау отдела образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения в рамках изучения предметов естественно – математического цикла.

26.04.2018

Преемственность между начальным и средним звеньями

школьного обучения в рамках изучения предметов

естественно – математического цикла.

В современном Казахстане идет становление новой системы

образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот

процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и

практике.

В условиях модернизации современного образования (в

том числе естественно - математического) появляется необходимость определения

направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть

принятие учителями общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания

образования, методов, организационных форм обучения, методики определения

результативности.

Актуальность рассмотрения данной проблемы, в первую

очередь, связана со снижением успешности в обучении учащихся при переходе из начальной в

среднюю школу. Эта проблема была и остается одной из самых насущных проблем в

образовании. Отечественные и зарубежные педагоги по-разному пытаются найти

решение данной проблемы, и все чаще звучит мысль о необходимости осуществления

преемственности.

Преемственность

трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,

имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Если обратиться к основным положениям Госстандарта

РК, то там «преемственность» понимается как преемственность в

развитии на разных уровнях образования.

В нашей школе педагогический коллектив постоянно работает над решением этой

проблемы. Единой

командой  трудятся классные руководители,

предметники, психолог, социальный педагог, медицинский работник школы.

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ  РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:

§  Объединение усилий

педагогического коллектива  школы для

повышения эффективности работы по преемственности в условиях внедрения

обновленного содержания образования

§    Создание благоприятного климата для того,

чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в

начальной школе.

§    Творческое 

сотрудничество учителей начальных 

классов и предметников.

§  Выработка общей линии

поведения в соблюдении единых требований учителей начальных классов, классных

руководителей и учителей-предметников.

В школе проводится ряд мероприятий по преемственности:

 

§  Составление

психолого-педагогической характеристики класса.

§  Оценка состояния

здоровья и физического развития обучающихся.

§  Индивидуальная работа

с обучающимися, испытывающими трудности в период адаптации

§  Посещение уроков в 5

классах. Цель: определение уровня адаптации обучающихся.

§  Входной

административный контроль. Цель: проверить качество усвоения учебного материала

предыдущего класса. Анализ входного контроля

§  Диагностика

адаптационных процессов у учащихся 5 классов.

§  Подготовка к

педсовету: посещение уроков, анкетирование учащихся и родителей, беседы с

учителями, педагогом-психологом. Педагогический совет «Особенности адаптации

пятиклассников»

§  Анализ программ и методических

рекомендаций по преемственности преподавания отдельных предметов. Выработка

единых требований.

§  Взаимопосещение

уроков. Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих

выпускников начальной школы.

§  Диагностика готовности

обучающихся начальных классов к переходу в среднее звено.

§  Итоговые контрольные

работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению,

познанию мира. Совместный анализ работ.

§  Совместное заседание

МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ.

Итоговое родительское собрание. Цель: особенности адаптации

пятиклассников.

Но если обратиться к

нынешнему 5 классу ,то таких результатов мы не получили. С группой развития

проанализировали ситуацию, обратились к учебным программам обновленного содержания.

Выделили основные положения по преемственности:

§  принцип спиральности при проектировании содержания предмета;

§  иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях

познания  и классифицируемая по наиболее

важным видам предметных операций;

§  педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего

курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

§  наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной

области, так и при реализации межпредметных связей;

§  системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в

процесс познания);

§  Критериальное оценивание.

Рассмотрели  конкретно в разрезе

учебных предметов.

Учебная программа по предмету «Естествознание» в начальной школе призвана

заложить основы для изучения таких предметов, как «Биология», «География»,

«Химия», «Физика», в основной школе, развить умение применять полученные знания

для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов,

наблюдаемых в повседневной жизни (дома, в школе, в мире природы).

 Обеспечивая

преемственность с начальной школой, стандарт по естествознанию сохраняет все

содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета.

Пропедевтический характер естествознания обеспечивается ориентацией стандарта

на формирование общих для всех естественных наук познавательных умений.

Основная цель учебной программы по математики состоит в предоставлении

учащимся основ математических познаний и формировании системы первоначальных

математических знаний и умений. Программа направлена на формирование

логического и абстрактного мышления у младших школьников, привитие им интереса

к математике, на развитие восприятия математики как способа изображения и

познания мира.

Как видим, учебные программы обновленного содержания направлены на осуществление

преемственности.

     Решение проблемы преемственности

на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов:

    •дидактического, включающего

преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;

    •психологического, связанного

с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития

психических функций ребенка;

   •методического, связанного с

разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих

эффективное влияние на развитие мышления учащихся.

     Для учителей школы организовали

школьные курсы «Рефлексия в практике», которые успешно стартовали 16 ноября. В

ходе занятий – тренингов тренеры стараются моделировать ряд мероприятий,

методов и способов, применяемых на уроке (например,  активное обучение и т.д.). Предоставляют

коллегам возможность обсудить, как использовать свои знания в рамках конкретной

темы.  В школе планируем провести Lesson

study по предмету математика. В группу пригласить учителей начальных классов и

среднего звена. Уверены, что совместное планирование, проведение и обсуждение

уроков даст хорошие результаты.

Понимание педагогами важности преемственности позволит реально осуществить

непрерывность в развитии и обучении, а именно:

o   координировать цели, задачи, содержа­ние, методы, средства и формы органи­зации    образовательных    процессов;

o   обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоциональ­ного

благополучия и на развитие инди­видуальности каждого субъекта образовательного

процесса.

o   выявлять взаимодополняющие факторы социализации различного уров­ня,

особенно микрофакторы: семья, свер­стники, микросоциум и т.д..

 

Просмотров: 754


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст